Обучающие пакеты для членов семьи ребёнка-инвалида
Пособие для родителей и специалистов "Развитие молодых людей с церебральным параличом"
Руководство для членов семьи ребёнка с ограничениями
Обучающий пакет для матери младенца с нарушениями, грудное вскармливание
Обучающий пакет для человека с нарушением движения
Обучающий пакет для членов семьи ребёнка с нарушением слуха, который не умеет говорить
Обучающий пакет для членов семьи ребёнка с нарушениями речи и движений, который может слышать
Обучающий пакет для членов семьи ребёнка с ограничениями, игра
Обучающий пакет для членов семьи ребёнка с ограничениями, школьное обучение
Обучающий пакет для членов семьи ребёнка с трудностями в обучении
Обучающий пакет для членов семьи человека с трудностями в обучении
Обучающий пакет для членов семьи человека, у которого бывают судорожные припадки
Топ-10 того, что не должны делать родители аутичных детей
Основные реабилитационные методики, применяемые в учреждении
Наряду с традиционными методами комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации внедряются и используются нетрадиционные коррекционно-развивающие методики.
Монтессори-терапия. На занятиях особое внимание уделяется сенсорному развитию, а через воспитание внешних чувств идет развитие всех психических функций.
Программа «Маленькие ступеньки» университета Маккуэри г. Сиднея, Австралия.Ранняя педагогическая помощь с целью развития и социализации детей с трудностями в развитии, а также с болезнью Дауна.
Современные коррекционные технологии в работе с детьми-инвалидами Аналитического центра «Развитие и коррекция» г. Москвы. Формирование личности ребенка-инвалида, развитие системы межличностных отношений, освоение моделей коммуникативного поведения.
«Социальная коррекционно-развивающая технология для детей-инвалидов, основанная на музыкально-театрализованной деятельности». Разработана специалистами учреждения с целью гармоничного развития ребенка с особыми потребностями через расширение возможностей социальной адаптации средствами музыкально-театрального искусства и участия в общественной и культурной микро и макро-среде.
Куклотерапия. Развитие речевых и неречевых навыков общения,взаимодействия с окружающими, умения строить ролевое поведение, коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Методика Д. Векслера. Исследование уровня интеллектуального развития.
Игровая терапия с тревожными детьми. Снижение уровня тревожности у детей.
Сказкотерапия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Сенсорная терапия. Саморегуляция психического состояния.
Тренинги с БОС (биологической обратной связью), которые позволяют создать благоприятные условия для основного лечения, снизить эмоциональную нагрузку, проводить коррекционную работу, направленную на оптимизацию психофизиологического состояния, нормализацию психоэмоционального состояния детей.
Программа «Интегрированный подход к социализации семей с детьми с синдромом Дауна». Разработана специалистами учреждения для нормализации жизнедеятельности детей и подростков с синдромом Дауна, развития их социальной самодостаточности, возможности самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Программа комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Разработана специалистами учреждения с целью создания условий для гармоничного развития особенного ребенка.
Технология Лекотека. Новая форма социализации и развития детей раннего возраста. Основной метод Лекотеки - игра. Занятия в лекотеке облегчают детям с особенностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Это психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
Служба "Мобильная школа для родителей детей-инвалидов"
Руководитель службы «Мобильная школа для родителей детей-инвалидов» Сулейманова Любовь Викторовна, заведующий отделением психолого-педагогической помощи.
Цель практики: Повышение качества и уровня доступности предоставляемого семьям с детьми- инвалидами комплекса социально-медико-психолого-педагогических услуг.
Задачи:
1. Выстраивание партнерских отношений с территориальными отделениями КГКУ «УСЗН».
2. Выявление семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в социальной поддержке, определение индивидуальной нуждаемости семей в социальной помощи.
3. Организация работы выездной мультидисциплинарной бригады специалистов.
4. Предоставление социальных услуг, обеспечивающих удовлетворение запросов семей с детьми-инвалидами.
Краткое описание практики:
Служба «Мобильная школа для родителей детей-инвалидов» является выездной формой взаимодействия с семьями с детьми-инвалидами, проживающими в населенных пунктах Красноярского края, где нет специализированных учреждений для реабилитации и абилитации особенных детей и особым видом реабилитационной деятельности по обучению и просвещению родителей и других членов семьи коррекционно-развивающему взаимодействию с ребёнком-инвалидом в домашних условиях, приемам массажа, правилам ухода, использованию технических средств реабилитации.
Специалисты центра сотрудничают с территориальными отделениями КГКУ «УСЗН», выявляют нуждающиеся в помощи семьи и с учетом их запросов организуют выезды на территории. В составе мультидисциплинарной бригады врачи, логопеды, психологи, медицинские сестры, социальные педагоги, специалисты по социальной работе проводят консультации, тренинги, мастер-классы, практикумы, где обсуждаются проблемы, даются рекомендации, учат создавать дома развивающую среду. Психологом и психотерапевтом проводится работа по разрешению внутрисемейных конфликтов, связанных с рождением особенного ребенка. Количество специалистов на каждый выезд и количество выездов определяются в зависимости от запросов территорий.
Социальные результаты:
Устранив психотравмирующий фактор и определив пути выхода из кризиса, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, восстанавливает гармоничные отношения между всеми ее членами, поднимается на новую ступень развития и имеет возможность остаться полной.
Дети-инвалиды, получившие своевременную помощь, впоследствии приобретают необходимые социальные навыки, становятся способными учиться и адаптироваться к жизни в обществе, что в будущем позволяет им стать максимально самостоятельными.
За годы работы службы наблюдается динамика увеличения количества её участников: если в 2012 году обслужено 44 семьи, то в 2021 году - уже 82 семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Этапы внедрения практики:
I этап. С 2008 г. ведется разработка практики, начинается проектная деятельность, в 2009 г. издается брошюра «Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов», авторы:
В.Г. Сухих, В.О. Цветков, Н.В. Суравешкина, Л.В. Сулейманова, под редакцией министра социальной политики Красноярского края.
II этап. С 2012 г. установлена взаимосвязь с управлениями социальной защиты населения городов и районных центров Красноярского края, закуплено необходимое мобильное оборудование, составлен и издан сборник практических упражнений для развития особенных детей (из опыта работы)», организованы поездки в Ачинский район, г.Боготол, Боготольский район, Назаровский район, Козульский район, Новобирилюсский район, Большеулуйский район, Шушенский район.
III этап. Повторные выезды в районы с целью мониторинга качества оказания услуг.
Социальная значимость:
В 2021 году служба «Мобильная школа для родителей детей-инвалидов» вошла в ТОП-100 лучших проектов Всероссийского конкурса «Вектор детства-2021», в котором участвовали социальные инициативы, направленные на поддержку семьи и детства, преодоление детского и семейного неблагополучия, сохранение традиционных семейных ценностей. Из 1071 заявок в 11 номинациях больше всего проектов – 293 (27%) – представлено в номинации «Поддержка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Из них в ТОП-100 лучших проектов отобраны только 28, один из которых наш проект. Со слов детского омбудсмена Анны Кузнецовой, «было очень непросто выбрать победителя, когда каждый проект – в буквальном смысле находка. Многие из представленных на конкурс практик реализуются в своем регионе не первый год и показывают отличные результаты. Необходимо расширять их границы и тиражировать лучшие решения на всю страну».
Практика работы службы является универсальной и может быть применена специалистами социальной сферы в любом регионе России.
Ресурсное обеспечение практики:
- Служебный автомобиль для поездок по населенным пунктам.
- Кадровый состав, включающий врачей, социальных педагогов, логопеда, психолога, специалистов по социальной работе.
- Оборудование специалистов для проведения консультаций и реабилитационных мероприятий.
Организации-партнёры: Работа службы «Мобильная школа для родителей» строится на тесном сотрудничестве с территориальными отделениями КГКУ «УСЗН» в каждом обслуженном районе Красноярского края.
Презентация "Мобильная школа для родителей детей-инвалидов".